Эмблема МЦСЭК ред 3.2 в документы 

Проведение судебных и независимых экспертиз

Работаем по всей России, ближнему и дальнему зарубежью

8-800-222-01-04 - бесплатный (по России)

E-mail (почта): sudkrim@yandex.ru

Проведение судебных и независимых экспертиз

 Эмблема МЦСЭК ред 3.2 в документы 

Работаем по всей России, ближнему и дальнему зарубежью

8-800-222-01-04 - бесплатный
8-916-145-00-27
8-926-235-08-85

E-mail (почта): sudkrim@yandex.ru

Лесопатологическая экспертиза / Экспертиза болезней деревьев

Понятие "Лесопатологическая экспертиза"

Лесопатологическая экспертиза (лесопатологический мониторинг) или экспертиза болезней деревьев и древесно-кустарниковой растительности относится к классу дендрологических экспертиз при проведении которой, экспертами-дендрологами или экспертами-лесопатологами исследуются деревья, кустарники, травянистая растительность лесных массивов и лесов с целью выявления заболеваний растений, определения вида возбудителя, установления выраженности патологического процесса на деревьях, определения объема и вида защитных, санитарных или карантинных мероприятий, а также разрешаются иные вопросы из области лесопатологии, лесного хозяйства и дендрологии.

Проведение лесопатологической экспертизы и лесопатологического мониторинга может осуществляться как государственными учреждениями, так и независимыми экспертными Организациями не входящими в систему госучреждений мониторинга лесов.

Данный вид экспертиз не лицензируется, в соответствии со статьей 12 
Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Судебная лесопатологическая экспертиза относится к довольно редким видам экспертиз. При этом данный вид экспертиз может применяться при рассмотрении как гражданских, так и уголовных дел в судах общей юрисдикции, арбитражных судах либо на этапе предварительного расследования органами дознания и следствия. Независимая лесопатологическая экспертиза также применяется на досудебном этапе либо во внесудебном порядке при разрешении гражданско-правовых споров и конфликтов. Примеры выводов из некоторых заключений представлены ниже↓

Законодательная база лесопатологических экспертиз и мониторинга

Санитарное и лесопатологическое состояние лесов и древесно-кустарниковой растительности на территории РФ осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

  • Лесной кодекс РФ (глава 3.1 – Защита лесов)
  • Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 года № 607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах»
  • Приказ Минприроды России от 05.04.2017 года № 156 «Об утверждении Порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинга»
  • Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 сентября 2016 г. № 480 «Об утверждении порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования»
  • Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 9 июня 2015 г. № 182 «Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах»
  • Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2016 года № 457 «Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах»

Кроме того, при проведении экспертизы лесопатологического состояния лесов, эксперты используют нормы Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Стоимость лесопатологической экспертизы можно узнать ниже↓

Вопросы лесопатологической экспертизы представлены в конце раздела↓

Процессуальные виды лесопатологических экспертиз

Также как и иные виды дендрологических экспертиз, экспертиза патологического состояния лесов, процессуально может быть:

  • досудебной (внесудебная), т.е. проводится на основании запроса адвокатов, представителей по доверенности, физических или юридических лиц, с составлением заключения специалиста (досудебная лесопатологическая экспертиза; внесудебная лесопатологическая экспертиза; независимая лесопатологическая экспертиза)
  • судебной, т.е. проводится и назначается непосредственно на основании определения суда либо постановления следственных органов, с составлением заключения эксперта (судебная лесопатологическая экспертиза; лесопатологическая экспертиза для суда)

Объекты лесопатологической экспертизы

  • отдельные деревья и кустарники
  • леса и лесные массивы либо их части
  • лесопарковые зоны внутригородских территорий
  • пригородные зеленые зоны
  • акты лесопатологического мониторинга
  • материалы лесоустройства
  • техническая документация на леса
  • материалы гражданских либо уголовных дел
  • ранее проведенные лесопатологические и дендрологические экспертизы

Цели и задачи лесопатологических экспертиз

  • анализ и оценка состояния лесов
  • установление лесопатологического состояния леса и древесно-кустарниковой растительности
  • выявление инфекционных заболеваний деревьев (бактериальные (бактериозы), грибковые (микозы), вирусные, фитогельминтозы)
  • выявление неинфекционных заболеваний деревьев (антропогенные, природно-климатические и иные)
  • выявление деревьев, пораженных жуками-вредителями и их личинками
  • установление вида возбудителя или насекомого-вредителя
  • определение площади либо процента пораженных деревьев
  • определение мероприятий по защите лесов
  • определение вида, объема и эффективности проведенных защитных мероприятий
  • установление обоснованности санитарных и карантинных мероприятий
  • анализ правильности составления актов лесопатологического мониторинга и состояния лесов
  • оценка правильности, полноты, научной обоснованности и объективности ранее проведенных лесопатологических экспертиз и мониторинга
  • рецензирование лесопатологических экспертиз и исследований

В каких случаях назначается и проводится лесопатологическая экспертиза

Судебная экспертиза лесопатологического состояния проводится во всех случаях, когда необходимо определить патологическое состояние лесов и лесопарковых зон. Учитывая задачи и цели данного вида экспертиз, лесопатологическая экспертиза леса проводится при обширной гибели лесов и лесных участков; при их массивном поражении опасными жуками-вредителями и другими насекомыми; при отрицательном воздействии антропогенных факторов на леса. Лесопатологическая экспертиза деревьев внутри городов и населенных пунктов проводиться с целью своевременного выявления больных деревьев и предупреждения распространения патологического процесса на здоровые деревья. Экспертиза заболеваний деревьев нередко используется при поражении болезнетворными организмами деревьев, произрастающих на дачных участках и земельных участках, находящихся в частной собственности. Познания из области лесопатологии довольно часто применяются при производстве экспертиз плодовых садов и плодово-ягодных культур, с целью выявления не только гибели плодовых деревьев, но и установления причины снижения их урожайности в результате поражения инфекционными заболеваниями. Лесопатологическая экспертиза может быть назначена с целью оценки правильности и эффективности, проводимых в лесах санитарных, карантинных и лесопатологических мероприятий.  

Ходатайство о назначении и проведении лесопатологической экспертизы

Назначение лесопатологической экспертизы древесно-кустарниковой растительности и лесов осуществляется в соответствии с нормами процессуального права. Составляя ходатайство о назначении лесопатологической экспертизы, необходимо: указать обстоятельства дела, законные основания для проведения экспертизы, составить несколько вопросов для эксперта, указать экспертное учреждение.

Обратите внимание! Перед ходатайством в суде о проведении и назначении лесопатологической экспертизы в нашем Центре, обратитесь к нам в центральный офис за Информационным письмом, где мы укажем сроки исполнения и цену лесопатологической для суда.

Стоимость лесопатологической экспертизы

Срок производства лесопатологических экспертиз и экспертиз патологии деревьев – от 15 суток!

Стоимость судебных и независимых лесопатологических экспертиз
(ориентировочная)

- лесопатологическая экспертиза

- от 45 тыс. рублей - без осмотра, по документам

С выездом и обследованием участков (без геоподосновы) + составлением перечетной ведомости и дендроплана:

- один (либо первый) гектар - от 45 тыс. рублей

- второй гектар - до 10 гектар - 25 тыс. рублей за гектар 

- свыше 10 гектар - до 50 гектар - 20 тыс. рублей за гектар

- свыше 50 гектар - до 100 гектар - 15 тыс. рублей за гектар

- свыше 100 гектар - 12 тыс. рублей за гектар

С выездом и обследованием участков (без геоподосновы) без составления перечетной ведомости и дендроплана:

- один (либо первый) гектар - от 45 тыс. рублей

- второй гектар - до 10 гектар - 15 тыс. рублей за гектар 

- свыше 10 гектар - 10 тыс. рублей за гектар

Геоподоснова (геодезические исследования):

- один (либо первый) гектар - от 45 тыс. рублей

- второй гектар - 10 гектар - 25 тыс. рублей за гектар 

- свыше 10 - до 50 гектар (включительно) - 20 тыс. рублей за гектар

- свыше 50 гектар - 15 тыс. рублей за гектар 

- комиссионная или комплексная лесопатологическая экспертиза (участие двух и более экспертов)

- от 60 тыс. рублей

- лесопатологическая экспертиза (с использованием лабораторных методов исследований)

- от 80 тыс. рублей

- судебная лесопатологическая экспертиза (при назначении экспертизы судом, СКР, МВД)

- от 60 тыс. рублей + стоимость за каждый гектар (см. выше)

 

- рецензия Акта лесопатологического мониторинга

- от 45 тыс. рублей

 

- рецензия лесопатологической экспертизы

- от 45 тыс. рублей

 

Выезд одного эксперта/специалиста:
- Москва (внутри МКАД) – от 15 тыс. рублей
- Московская область – от 25 тыс. рублей
- Регионы – договорная, но не менее 35 тыс. рублей

 

- консультация

- бесплатно - устная, по телефону

- от 5 тыс. рублей - по электронной почте

- от 15 тыс. рублей - устная, в офисе

- от 35 тыс. рублей - письменная

 

- участие эксперта (специалиста) в суде (г. Москва)

- от 15 тыс. рублей (1 заседание, по ранее проведенному заключению)

- участие эксперта (специалиста) в суде (Московская область)

- от 25 тыс. рублей (1 заседание, по ранее проведенному заключению)

- участие эксперта (специалиста) в суде (другие регионы)

- договорная, но не менее 35 тыс. рублей (1 заседание)

 

Вопросы для лесопатологической экспертизы

1. Каково лесопатологическое состояние лесного участка площадью …… га (указать площадь), расположенного …… (указать местоположение участка)?

2. Имеются ли на лесном участке деревья, пораженные инфекционными возбудителями либо жуками-вредителями?

3. Какими именно возбудителями поражены деревья в парке «……» (указать название парка)?

4. Чем обусловлена гибель деревьев на лесном участке?

5. Какие антропогенные факторы привели к гибели лесного массива на участке …… (указать участок?

6. Имеется ли причинно-следственная связь между гибелью деревьев, кустарниковой растительности и проведением строительных работ на участке?

7. Правильно ли, в полном объеме и своевременно были проведены защитные мероприятия по защите леса?

 

Примеры выводов при составлении заключений

Пример № 1 (лесопатологическое обследование участка вне лесного фонда):

1. Ответ на вопрос «1. Произрастает ли на земельном участке, примыкающем с восточной стороны к земельному участку с кадастровым № ......... , древесно-кустарниковая растительность, отрицательно влияющая на фитосанитарное состояние данного насаждения (ослабление, усыхание, захламленность, признаки зараженности болезнями и вредителями)?»:
При объективном маршрутном визуальном осмотре объекта исследования – земельного участка, площадью ......... Га, примыкающего с восточной стороны к земельному участку с кадастровым № ......... , расположенного по адресу: город Москва, поселение ......... , вблизи дер. ......... , установлены следующие признаки, указывающие на фитосанитарное состояние насаждения, как насаждение повышенного риска очага заболевания, что отрицательно влияет на здоровую растительность на исследуемом участке:
- воздействие рекреационной нагрузки и антропогенных факторов;
- массовое ослабление древостоя 1 яруса;
- выявление аварийных деревьев, признаков бактериальной водянки березы и следов жизнедеятельности вредителей энтомофагов более 40%;
- поражение дереворазрушающими грибами, включая опенок осенний более 10%;
- захламленность территории участка валежником, порубочными остатками, заброшенной древесиной (хаотично по всей площади);
- полное усыхание деревьев рода Береза более 10%;
- отдельные деревья во 2 ярусе поражены грибковыми болезнями.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на объекте исследования - земельном участке, площадью ......... Га, примыкающем с восточной стороны к земельному участку с кадастровым №......... , расположенного по адресу: город Москва, поселение ......... , вблизи дер. ......... произрастает древесно-кустарниковая растительность, отрицательно влияющая на фитосанитарное состояние данного насаждения (ослабление, усыхание, захламленность, признаки зараженности болезнями и вредителями).
Примечание специалиста: наличие дереворазрушающих грибов свидетельствует не только о заселении мертвой древесины, но также заселяет ослабленные деревья, и соответственно, отрицательно сказывается на устойчивости всего дерева к внешним факторам воздействия (засуха, высокая влажность, теплая или прохладная погода), что в свою очередь приводит к повышению вероятности падения деревьев.
2. Ответ на вопрос «2. Выявлены ли на земельном участке, примыкающем с восточной стороны к земельному участку с кадастровым № ......... , аварийные деревья, сухостой, ветровал текущего года или прошлых лет?»:
При объективном маршрутном визуальном осмотре объекта исследования – земельного участка, площадью ......... Га, примыкающего с восточной стороны к земельному участку с кадастровым № ......... , расположенного по адресу: город Москва, поселение ......... , вблизи дер. ......... , обнаружены массово, более 40% аварийные, усыхающие и сухие деревья, деревья пораженные болезнями и грибами на ½ объема ствола более 20%, что создает опасность и угрозу населению, при рекреационном использовании объекта.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на объекте исследования - земельном участке, площадью ......... Га, примыкающем с восточной стороны к земельному участку с кадастровым № ......... , расположенного по адресу: город Москва, поселение ......... , вблизи дер. ......... выявлены аварийные деревья, сухостой, ветровал текущего года и прошлых лет.
3. Ответ на вопрос «3. Проведение каких санитарных мероприятий необходимо, для поддержания фитосанитарной безопасности на земельном участке, примыкающим с восточной стороны к земельному участку с кадастровым № .........?»:
Учитывая изложенное в пункте «1» данных выводов (воздействие рекреационной нагрузки и антропогенных факторов, массовое ослабление древостоя 1 яруса, выявление признаков бактериальной водянки березы и следов жизнедеятельности вредителей энтомофагов, поражение дереворазрушающими грибами, включая опенок осенний, захламленность территории участка валежником, порубочными остатками, заброшенной древесиной, хаотично по всей площади, полное усыхание деревьев рода Береза более 10%, отдельные деревья во 2 ярусе поражены грибковыми болезнями) и в пункте «2» (выявлены аварийные деревья, сухостой и ветровал текущего года, а также прошлых лет, что создает опасность и угрозу местному населению, при рекреационном использовании объекта), можно сделать вывод о необходимости проведения срочных санитарных мероприятий: расчистке территории насаждения от захламленности валежником, ветровальными деревьями и порубочными остатками, уборка неликвидной древесины, окорка и обработка пней химическими веществами или выкорчевка, назначение санитарной вырубки и реконструкции насаждений.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства г. Москвы от 30 сентября 2003 г. № 822-ПП («Методические рекомендации по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения по вырубке и пересадке»), определены Показатели для представления к вырубке сухостойных деревьев: «… Вырубка деревьев относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям, ее выполнение обязательно по отношению к деревьям по показаниям их состояния, поврежденности, отклонениям в развитии, положении и строении ствола и кроны, опасности для окружающих насаждений, населения, строений и сооружений и невозможности выполнять экологические и эстетические функции.
Вырубке подлежат:
- деревья неудовлетворительного состояния, утратившие жизнеспособность, декоративность и другие полезные свойства и относящиеся к категориям 4 - усыхающих, 5 - сухостоя текущего года (усохших в текущем году), 6 - сухостоя прошлых лет;
- деревья, которые представляют опасность как аварийные;
- деревья, пораженные опасными болезнями и вредителями.
Все категории деревьев определяются по визуальным признакам. …» (см. выше раздел «Аналитическая часть» данного заключения).
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что для поддержания фитосанитарной безопасности на земельном участке, примыкающем с восточной стороны к земельному участку с кадастровым № ......... , необходимо проведение срочных санитарных мероприятий: расчистка территории насаждения от захламленности валежником, ветровальными деревьями и порубочными остатками, уборка неликвидной древесины, окорка и обработка пней химическими веществами или выкорчевка, назначение санитарной вырубки и реконструкции насаждений.
4. Ответ на вопрос «4. Какой процент насаждений в местах планируемой вырубки деревьев, попадает под нормы компенсации, какой можно будет вырубить без компенсации?»:
На основании вышеизложенного в пункте «2» (При объективном маршрутном визуальном осмотре объекта исследования – земельного участка, площадью ......... Га, примыкающего с восточной стороны к земельному участку с кадастровым № ......... , расположенного по адресу: город Москва, поселение ......... , вблизи дер. ......... , обнаружены массово, более 40% аварийные, усыхающие и сухие деревья, деревья пораженные болезнями и грибами на ½ объема ствола более 20%, что создает опасность и угрозу населению, при использовании объекта при рекреационной нагрузке) и в пункте «3» (о проведении срочных санитарных мероприятий и санитарной рубке), объем планируемой вырубки составит более 60%.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства г. Москвы от 30 сентября 2003 г. № 822-ПП («Методические рекомендации по оценке жизнеспособности деревьев и правилам их отбора и назначения по вырубке и пересадке»), определены Показатели для представления к вырубке сухостойных деревьев: «… Вырубка деревьев относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям, ее выполнение обязательно по отношению к деревьям по показаниям их состояния, поврежденности, отклонениям в развитии, положении и строении ствола и кроны, опасности для окружающих насаждений, населения, строений и сооружений и невозможности выполнять экологические и эстетические функции.
Вырубке подлежат:
- деревья неудовлетворительного состояния, утратившие жизнеспособность, декоративность и другие полезные свойства и относящиеся к категориям 4 - усыхающих, 5 - сухостоя текущего года (усохших в текущем году), 6 - сухостоя прошлых лет;
- деревья, которые представляют опасность как аварийные;
- деревья, пораженные опасными болезнями и вредителями.
Все категории деревьев определяются по визуальным признакам. …» (см. выше раздел «Аналитическая часть» данного заключения).
В соответствии с Приложением 1 Постановления Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 616-ПП «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве» (с изменениями на 22 июня 2018 года) определено следующее:
«… пункт 1.6. Уничтожение зеленых насаждений разрешается без взимания компенсационной стоимости и стоимости компенсационного озеленения:
- при проведении рубок ухода, санитарных рубок;
- при вырубке сухостойных и аварийных деревьев и кустарников. …»;
«… пункт 1.9. В случае уничтожения зеленых насаждений при осуществлении работ за счет средств бюджета города Москвы компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения за уничтожение зеленых насаждений не выплачиваются. …».
Также, Постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 616-ПП «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве» (с изменениями на 22 июня 2018 года) определено, следующее:
«… пункт 1.2. При получении специального разрешения, в том числе порубочного билета на уничтожение зеленых насаждений, лицо, в интересах которого уничтожаются зеленые насаждения, в соответствии с Законом города Москвы от 5 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" (далее - Закон) обязано осуществить платежи за вырубку зеленых насаждений в размере компенсационной стоимости и возместить вред, причиненный уничтожением зеленых насаждений (компенсационное озеленение в денежной или натуральной формах), если иное не установлено настоящим Порядком. …
… 1.4. Размер платежей рассчитывается проектной организацией и в случае уничтожения зеленых насаждений на основании порубочного билета утверждается Департаментом исходя из компенсационной стоимости в соответствии с "Методикой расчета размера платежей за вырубку зеленых насаждений и для проведения компенсационного озеленения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве" (далее - Методика), утверждаемой Правительством Москвы. (Пункт в редакции, введенной в действие с 25 июня 2018 года постановлением Правительства Москвы от 22 июня 2018 года N 605-ПП). …».
В соответствии с Приложением 2, в соответствующих пунктах указано следующее:
«… 1.3. Оценка городских зеленых насаждений проводится методом полного учета всех видов затрат, связанных с созданием и содержанием городских зеленых насаждений или сохранением и поддержанием естественных растительных сообществ в условиях города. …
… 1.4. Вред, наносимый уничтожением зеленых насаждений, рассчитывается с учетом группы ценности зеленых насаждений, их местоположения, наличия водоохранных зон.(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 июня 2016 года постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2016 года N 290-ПП). …».
Таким образом, можно сделать вывод: возможность проведения вырубки исследуемого насаждения без компенсации – составит более 60%. Расчет нормы компенсации осуществляется согласно Постановлению Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 616-ПП «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве» (с изменениями на 22 июня 2018 года).

 

ВНИМАНИЕ!
Авторский текст! Копирование (полное или частичное)
и использование без разрешения правообладателя
(правообладатель - ООО "МЦСЭК") запрещено!

111024, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, дом 19, офис 201. метро Авиамоторная.

8-800-222-01-04 - бесплатный (по России)
8-916-145-00-27
8-926-235-08-85

E-mail (почта): sudkrim@yandex.ru
ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
© 2016-2024. Все права на сайт принадлежат компании "Многопрофильный центр судебных экспертиз и криминалистики - СУДКРИМ" (МЦСЭК - СУДКРИМ).
МЦСЭК обращает Ваше внимание на то, что информация, указанная на сайте www.sudkrim.ru не является официальной и публичной офертой, в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. Информация, указанная на данном сайте, носит ознакомительный характер и не может быть рассмотрена как оферта или публичное предложение, сделанное Центром какому-либо лицу или организации. Центр оставляет за собой право в любое время изменить данную информацию без предварительного уведомления.
Изготовлено компанией: "Мастер-сайт" . Тел. 8 953 918 2755
Яндекс.Метрика